Билеты в Большой театр
8-495-411-18-90
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Ивана Петрова (Часть 1)

Иван ПетровДалеко за пределами нашей родины известно имя народного артиста РСФСР Ивана Ивановича Петрова. Великолепный голос и высокое драматическое мастерство снискали певцу признание и популярность в СССР и зарубежных странах. Петров родился в 1920 году в Иркутске в семье железнодорожного служащего. С детских лет полюбил он живописную сибирскую природу, широкие просторы Байкала, стремительную Ангару, увлекался рыбной ловлей и, путешествуя в лодке, часто слушал поэтичные песни Прибайкалья. В 1930 году семья Петровых переехала в Москву, где мальчик продолжил занятия в средней школе. Его братья и сестры учились пению, которое он полюбил с детских лет. Обладая отличным слухом, он пробовал напевать оперные арии.

Однажды, проходя по школьному коридору, юноша, у которого сформировался уже сильный, красивый голос, пел арию Руслана «О поле, поле, кто тебя усеял...» Неожиданно его остановил преподаватель пения Трифонов: «А ну-ка, спой мне еще раз... У тебя, кажется, отличный слух». По настоянию педагога Петров поступил в музыкальное училище им. А. К. Глазунова. Там он занимался пением с 1938 по 1941 год. В эти же годы он начал выступать на школьных самодеятельных концертах, исполняя отрывки из «Евгения Онегина» и «Руслана и Людмилы».

В одном из этих концертов принял участие известный певец С. Юдин. Петрову пришлось петь после него. С большим волнением выходил он на эстраду, но выступление оказалось очень удачным. В этот вечер молодой певец поверил в свои силы. В конце 1939 года И. Петров поступил в Московский оперный ансамбль, которым руководил И. Козловский, а в начале Великой Отечественной войны отправился в гастрольную поездку по Советскому Союзу в качестве солиста, исполняя арии Гремина, Мельника, Руслана, Дона Базилио, Мефистофеля.

Иван ПетровВ 1942 году Иван Иванович поехал на фронт в составе концертной бригады артистов. В течение шести месяцев на Брянском и Волховском фронтах артисты дали свыше 300 концертов, выступая перед бойцами передовых частей. «Насколько велик был патриотический подъем, — вспоминает певец, — можно судить по тому, что мы пели целые концерты на открытом воздухе при 32-градусном морозе. И несмотря на это, голос звучал отлично, не было никаких простуд и болезней голосовых связок». Перед этой поездкой Петров дебютировал на сцене филиала Большого театра и был принят в труппу в качестве солиста. С 1943 года он непрерывно поет в Большом театре. Им спето уже свыше двадцати пяти оперных партий, в том числе такие, как Иван Сусанин, Борис Годунов, Руслан, Кочубей («Мазепа»), Досифей («Хованщина)», король Репе («Иоланта»), Еремка («Вражья сила»), Мефистофель («Фауст»), Нилаканта («Лакме»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»).

С успехом выступил певец в заглавной роли оперы «Морозко» советского композитора Красева. И. Петров быстро выдвинулся в число ведущих солистов театра. Этому очень способствовали не только его громадное дарование, но и исключительная работоспособность, требовательность к себе, побуждающая к упорному, настойчивому труду. Не бывает дня, чтобы он несколько часов не проводил за упражнениями, шлифуя звучание голоса, усиленно работая над совершенствованием выразительных средств, углубляющих музыкальную характеристику образа.

Он отлично помнит высказывание величайшего из великих певцов Шаляпина, который считал, что самое важное — «уметь звуком изобразить ту или иную музыкальную ситуацию, настроение того или другого персонажа, дать правдивую для данного чувства интонацию». Помня шаляпинские заветы, певец непрерывно продолжает работать над ролями, находя все новые вокальные интонации, новые черты сценического образа. Добившись мастерского владения своим громадным звучным голосом, четкой и выразительной дикции, богатства интонаций, психологически правдивого сценического поведения и художественной законченности вокально-сценических образов, И. Петров стал одним из ЛУЧШИХ исполнителей основного басового репертуара в Большом театре.

Среди множества созданных артистом оперных образов выделяется прежде всего царь Борис в гениальной музыкальной драме Мусоргского «Борис Годунов». Уже во второй картине пролога Борис — Петров приковывает внимание зрителей. Высокий, величавый, шествует он в роскошном одеянии венчаться на царство. Но нет радости на лице Бориса. Непрерывно нарастающей тревогой наполнен его проникновенно звучащий голос:

Скорбит душа. Какой-то страх невольный Зловещим предчувствием Сковал мне сердце...

Продолжение...