Билеты в Большой театр
8-495-411-18-90
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Лариса Авдеева

Лариса Авдеева (Кармен)Заслуженная артистка РСФСР Лариса Ивановна Авдеева родилась в Москве, в семье оперного певца. Еще не помышляя об оперной карьере, она уже воспитывалась как певица, слушая звучавшие в доме народные песни, оперные мелодии, романсы. В одиннадцать лет она начала петь в хоровом кружке при Доме художественного воспитания детей Ростокинского района и в составе этого коллектива даже выступала на торжественных вечерах в Большом театре. Однако вначале девушка была далека от мысли стать профессиональной певицей. Окончив школу в годы войны, Авдеева поступила в Строительный институт. Но вскоре она поняла, что ее истинным призванием является музыкальный театр, и со второго курса института перешла в Оперно-драматическую студию им. К. С. Станиславского. Здесь, под руководством опытного педагога и чуткого музыканта Шор-Плотниковой, она продолжила свое музыкальное воспитание и получила профессиональное образование певицы.

Лариса Авдеева Окончив студию в 1947 году, Авдеева сразу же была принята в Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Работа в этом театре имела очень большое значение для формирования творческого облика молодой певицы. Присущее коллективу театра вдумчивое отношение к творческому труду, развертывавшаяся в процессе работы над каждым новым спектаклем борьба с оперными штампами и рутиной – все это приучило Авдееву к самостоятельной работе над музыкальным образом. Ольга в «Евгении Онегине» Чайковского, Косова в опере «В бурю» и Варвара во «Фроле Скобееве» Хренникова, Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке» Молчанова и другие партии, спетые Авдеевой в этом театре, свидетельствовали о постепенно возраставшем мастерстве молодой певицы, о глубоком постижении ею внутреннего содержания каждого образа.Лариса Авдеева (Лель)

Дебют Авдеевой в Большом театре

В 1952 году Авдеевой был предоставлен дебют в Большом театре в роли Ольги, после которого она была принята в театр. Красивый и большой голос, хорошая вокальная школа и сценическая одаренность позволили Авдеевой за короткий срок войти в основной меццо-сопрановый репертуар театра.

Авдеева обаятельна в роли кокетливой и шаловливой Ольги, по-настоящему поэтична в лирической партии Весны («Снегурочка») и в трагической роли обрекающей себя на смерть скорбной раскольницы Марфы («Хованщина»). Но, пожалуй, лучшие партии репертуара артистки – Любаша в «Царской невесте», Лель в «Снегурочке» и Кармен в одноименной опере Бизе.

Черты дарования молодой певицы

Лариса Авдеева (Марфа)Преобладающей чертой дарования молодой певицы является лирическое начало. Быть может, это обусловлено самим характером ее голоса – легкого, светлого и теплого по тембру. Этот лиризм определяет и своеобразие сценической трактовки той или иной партии, исполняемой Авдеевой.

Трагична судьба Любаши, ставшей жертвой своей страсти к Грязному и мстительного чувства к Марфе. Композитор наделяет Любашу сильным и волевым характером. Но в сценическом поведении Авдеевой прежде всего чувствуется самоотверженность любви Любаши, ради Грязного забывшей все – «отца и мать... племя и свой род», и чисто русская, обаятельная женственность, присущая этой бесконечно любящей и глубоко страдающей девушке. Партия Любаши очень сложна и в вокальном отношении. Она требует от исполнительницы полной свободы звуковедения, богатства тембровых красок, безукоризненного владения вокальной декламацией. Творческая работа над музыкальным образом Любаши многое дала Авдеевой для овладения вершинами вокального мастерства. Голос Авдеевой звучит естественно и выразительно, следуя за тонкими мелодическими изгибами широко распевных интонаций, преобладающих в этой партии.

Лариса Авдеева (Марина Мнишек)В роли пастуха Леля – певца и любимца солнца – Авдеева привлекает слушателей задором юности, безыскусственностью песенной стихии, которая наполняет эту чудесную партию. Образ Леля в исполнении Авдеевой в новой постановке оперы «Снегурочка» на сцене Большого театра – одна из самых больших удач этого спектакля.

Серьезным испытанием творческой зрелости молодой певицы было ее выступление в роли Кармен в 1953 году. На протяжении многих десятилетий сценической жизни бессмертной оперы Бизе сложились традиции трактовки образа Кармен. Некоторые исполнительницы подчеркивали чувственность героини, другие делали ее «роковой», почти демонической натурой. Кармен Авдеевой – это прежде всего женщина, для которой чувство, наполняющее ее жизнь, свободно от каких бы то ни было условностей и пут. Вот почему так естественно, что Кармен скоро надоедает эгоистичная и собственническая любовь Хозе, в которой она не находит ни радости, ни счастья. Поэтому в проявлениях любви Кармен к Эскамильо у актрисы ощущается не только искренность чувства, но и радость освобождения. Совершенно преображенной появляется Кармен – Авдеева на празднике в Севилье, счастливая, даже немного торжественная. И в самой смерти Кармен – Авдеевой нет ни покорности судьбе, ни роковой обреченности. Она умирает, исполненная самозабвенного чувства любви к Эскамильо.

Пусть еще не все совершенно даже в лучших партиях актрисы, которой нужно еще много и упорно работать над повышением уровня вокального мастерства, над углублением музыкально-психологических образов своих героинь. Но Л. И. Авдеева молода и талантлива, трудолюбива и настойчива, и это является залогом ее дальнейших творческих успехов.

Другие солисты Большого театра прошлых лет; Михаил Габович, Галина Вишневская, Василий Вайнонен.

Лариса Авдеева: Комментарии зрителей (4)

Елена 2013-03-11
Светлая память...

Надежда 2013-03-11
Известная оперная певица, народная артистка России Лариса Авдеева скончалась 10 марта на 88-м году жизни в Москве. Об этом корр. ИТАР— ТАСС сообщили в Центре оперного пения Галины Вишневской.

Лариса Ивановна Авдеева родилась 21 июня 1925 года в Москве. Она училась в Оперной студии имени К. С. Станиславского. С 1947 года пела в Камерном музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В 1952 была принята в труппу Большого театра. Певица была замужем за дирижером Евгением Светлановым, гастролировала за границей: в США, Канаде, Европе.