Билеты в Большой театр
8-495-411-30-73
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Максима Михайлова

Максим МихайловЗаснеженная чаща дремучего костромского леса, «куда и ворон костей не заносил». Уже «чуют правду» и все более и более ожесточаются, предвидя свою гибель, захватчики, покусившиеся на русскую землю. Бесстрашно смотрит на них полный величественного спокойствия русский крестьянин, который завел сюда врагов. Он страстно любит жизнь, любит свой крестьянский труд, свой дом, семью. Но превыше всего этого — счастье и честь Родины. В бессмертной арии «Ты взойдешь, моя заря» воплощены высокие чувства, которые наполняют его сердце перед расставанием с жизнью, принесенной в жертву Родине. Прекрасно поет эту арию народный артист СССР, солист Большого театра Максим Дормидонтович Михайлов.

Роль Сусанина — одна из вершин его творчества. Мощный, красивый голос певца звучит напевно и выразительно. «Мне легко, свободно в этой партии, — говорит Максим Дормидонтович. — Каждая фраза меня трогает, и я не могу без волнения слушать прекрасную задушевную музыку Глинки... Может быть, роль так близка мне потому, что я сам сын крестьянина и вырос в деревне...». Родина Михайлова — село Кольцовка Вурнарского района Чувашской АССР. Учиться в этом селе ему много не пришлось — в Кольцовке была только двухклассная школа. Ее-то и посещал подросток, которого между тем неудержимо тянуло к музыке, к пению. Поэтому он решил поехать в Казань учиться. После долгих мытарств ему посчастливилось устроиться в бесплатную музыкальную школу. Окончить ее так и не удалось — помешала война. Юноша поступил в хор, где вскоре же высоко оценили его голос — великолепный могучий бас большого диапазона.

Максим МихайловПрислушиваясь к советам дирижеров и солистов Большого театра, Максим Дормидонтович изучал образцы вокального искусства по граммофонным пластинкам. По многу раз вслушивался он в голос Шаляпина, слушал записи прекрасного баса Касторского. На оперные спектакли он ходил, как в школу вокального и сценического искусства, жадно прислушиваясь к пению, приглядываясь к сценическому поведению мастеров оперной сцены. А потом сам долго и упорно изучал свои партии, тренировал голос. Вокальные трудности постепенно перестали казаться ему непреодолимыми, голос становился все более послушным и выразительным.

Не сразу начал он петь центральные партии в операх. Одной из первых ролей Михайлова в Большом театре была роль Митюхи в «Борисе Годунове», состоящая всего из нескольких фраз. Следующей была эпизодическая роль Зарецкого в «Евгении Онегине». Но за этим последовали Гремин в «Евгении Онегине», дед Мороз в «Снегурочке». Большое творческое удовлетворение получил Максим Дормидонтович от исполнения роли Кончака. Великолепный бас Михайлова во всем блеске проявился в этой партии, изобилующей низкими, гулкими нотами, убедительно вырисовался и сценический облик воинственного хана. На протяжении нескольких лет работы в Большом театре Михайлов вырос и созрел как выдающийся оперный артист, игра его приобрела черты художественной законченности, а голос, сохраняя свежесть, мощь и бархатистую глубину, стал еще звучнее.

В 1937 году М. Д. Михайлов получил звание заслуженного артиста РСФСР. Следующий год был для Максима Дормидонтовича годом необычайно напряженной творческой работы, в результате которой он создал незабываемый образ Ивана Сусанина, явившийся, как уже было сказано, одним из наиболее ярких в творческой биографии певца. 17 марта 1939 года состоялась премьера. Успех был огромный, заслуженно увенчавший эту творческую победу артиста.

Бесспорным достижением Максима Дормидонтовича было исполнение партии Чуба в опере Чайковского «Черевички». Артист нашел очень естественные, подкупающие интонации и жесты, чтобы воспроизвести облик сельского бражника, оберегающего свое довольство и покой, влюбленного в спокойную и размеренную деревенскую жизнь. Созданный им образ мил слушателю, его Чуб по-настоящему потешен, естествен и при всей присущей ему комедийной остроте простодушен и человечен. «Партия Чуба, — писала «Правда», — сравнительно невелика, но симпатиями публики М. Михайлов овладевает безраздельно, едва лишь он появляется на сцене. В медлительно-ленивой повадке старого лежебоки, в свисающих казацких усах, прячущих едва приметную усмешку, во всей неуклюжей фигуре Чуба есть что-то необычайно привлекательное. Поет Михайлов превосходно, как, впрочем, и всегда. А между тем, сползти в излишний бытовизм, слишком оттенить жанровую сторону в исполнении партии Чуба — все это таило опасность отрицательно отозваться и на вокале. Заслуга Максима Дормидонтовича в том и заключается, что он избежал малейшего намека на нажим, шарж, на потерю художественного вкуса и чувства меры. Артист исходил из полноценного раскрытия вокальных фраз, которые по самому музыкальному смыслу подсказывали нужный жест, выразительную мимику и общую творческую линию в воспроизведении образа Чуба».

Максим МихайловВ 1940 году М. Д. Михайлову, завоевавшему к тому времени заслуженную популярность в широких кругах общественности, было присвоено почетное звание народного артиста Союза ССР. За годы работы на сцене Большого театра Максим Дормидонтович спел более двух десятков партий (кроме названных, это Светозар в «Руслане и Людмиле», Мельник в «Русалке», Варяжский гость в «Садко», Собакин в «Царской невесте» и другие партии).

Одной из крупных творческих удач артиста было исполнение партии Пимена в опере «Борис Годунов». «Эпически величавый летописец Пимен в грандиозной музыкальной драме Мусоргского — это одно из воплощений народной мудрости. Его мерная, плавная музыкальная речь певуча и широка, как и вся музыка оперы. Пимен — не дряхлый, согбенный годами старик. Он бодр духом, и ум его полон мыслью о величии своего народа». Эти слова принадлежат самому Михайлову. Так он трактует образ Пимена. «Правда» в свое время отмечала, что «М. Михайлов, исполняющий партию Пимена, Нашел нужные краски для передачи величавого, спокойного образа летописца».

Максим Дормидонтович часто появляется на концертной эстраде, не ограничивая сферы своей деятельности столицей и большими городами. Немногие из артистов могут насчитать такое количество концертов, выездов в колхозы, на фабрики и заводы, в воинские части. Однажды, посетив свою родную Кольцовку, Максим Дормидонтович дал для колхозников большой концерт. Больше тысячи человек собралось в саду послушать славного земляка. Чуть не до утренней зари пел Михайлов... Большую творческую работу проводил Михайлов с бригадами артистов в годы Великой Отечественной войны на Воронежском фронте. Десятки благодарностей присылали командующие частями в Большой театр за эти выступления любимого артиста, так радовавшие советских воинов.

Приезжая на гастроли, Максим Дормидонтович не ограничивается выступлениями в оперном театре и на концертной эстраде. Он встречается со своими слушателями непосредственно на стройке, в котловане, на шахте, на предприятии. Так, на Харьковском заводе транспортного машиностроения состоялась встреча артиста с коллективом строителей тепловозов. Слушали пение Михайлова и строители Волго-Донского канала им. В. И. Ленина.

Чудесно поет Максим Дормидонтович русские песни. Незабываемое впечатление производит исполнение таких песен, как «Степь да степь кругом», «Ночь осенняя». А каким искристым народным юмором пронизана его трактовка песни «Вдоль по Питерской». Прекрасно удаются М. Д. Михайлову песни русских и зарубежных классиков, советских композиторов. «И все, чего я достиг, ощущается мною только как ступень к еще большему, еще высшему мастерству. Я непрерывно работаю над своим голосом, непрерывно и упорно учусь». Эти слова большого певца должны неустанно напоминать молодым исполнителям, что только повседневный напряженный труд является залогом творческого роста. М. Д. Михайлов награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Максим Михайлов  Максим Михайлов