Билеты в Большой театр
8-495-411-30-73
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Павла Лисициана. Часть 1.

Павел ЛисицианВ дни первой декады армянского искусства и литературы, проходившей в Москве в 1939 году, всеобщее внимание привлек звучный, звенящий металлом баритон молодого солиста Ереванского оперного театра Павла Лисициана, исполнявшего партию Татула в опере Спендиарова «Алмаст». Образ Татула — героя народно-освободительной борьбы — был раскрыт певцом в очень благородной, внешне сдержанной манере, отнюдь не сковывавшей, однако, а лишь подчеркивавшей огромную внутреннюю собранность, волю, темперамент. Удивительная свобода владения голосом, обширным по диапазону, свежим и ярким по тембру, свидетельствовала о выдающейся одаренности молодого артиста.

В 1930 году, после ряда удачных выступлений в самодеятельных концертах, Лисициана направляют учиться в Ленинградскую консерваторию (класс педагога 3. Дольской). Природная музыкальность, огромная работоспособность и энергия приносят талантливому певцу быстрый успех: в 1932 году он вступает в труппу молодежного оперного театра, а в 1935 году становится солистом Малого академического (б. Михайловского) оперного театра, на сцене которого поет два года, выступая в операх «Тихий Дон» Дзержинского (партии Листницкого и Митьки), «Кармен» Визе (Моралес) и других.

В 1937 году Лисициана приглашают в Армянский государственный театр оперы и балета им. А. Спендиарова. Здесь, кроме партии Татула в «Алмаст», которую он готовит к декаде, певец исполняет ряд ведущих партий в других армянских национальных операх: Моей — в «Ануш» Тиграняна, Григора — в «Лусабацине» Степаняна, Тапарникоса — в «Восточном дантисте» Айвазяна. Выступает он и в ряде спектаклей русской и западной оперной классики. Среди двадцати трех партий, спетых им за три года работы в Ереванском театре, выделяются такие значительнейшие партии баритонового репертуара,как Грязной («Царская невеста»), Валентин («Фауст»), Онегин.

Павел ЛисицианЗа успешное выступление в спектаклях декады армянского искусства в Москве в 1939 году Павел Герасимович Лисициан был награжден орденом Трудового Красного Знамени и получил звание заслуженного артиста Армянской ССР. Одновременно это первое выступление в Москве решило и дальнейшую творческую судьбу молодого артиста. В апреле 1940 года состоялся его дебют в партии Онегина на сцене Большого театра. Пресса отметила редкую красоту тембра голоса нового солиста Большого театра, его большую музыкальность, безупречную чистоту интонации, тонкий вкус, сказавшийся в отделке деталей. Образ Онегина, созданный Лисицианом, чрезвычайно динамичен. Холодное безразличие, пресыщенность жизнью в начале оперы, затем глубокое потрясение бессмысленным убийством друга, наконец, трагедия запоздалой, отвергнутой любви в заключительной сцене, — все эти этапы жизни героя глубоко пережиты исполнителем и донесены до зрителя с большой силой и убедительностью.

Оперы Чайковского занимают центральное место в репертуаре Лисициана в Большом театре, и в каждой из них раскрываются различные стороны дарования певца. Благородная, сдержанная и самоотверженная любовь Елецкого («Пиковая дама»), кипучая страсть юного Роберта («Иоланта»), сложный характер честолюбивого политического авантюриста-неудачника Мазепы («Мазепа»), — для всех этих партий, столь разных по содержанию и музыкальному языку, певец находит нужные краски в богатой палитре своего необычайно гибкого голоса и верные, точные штрихи сценического рисунка роли.

Павел Лисициан принадлежит к тому поколению мастеров оперного искусства, которое росло в борьбе с устаревшими штампами и формировалось вместе со становлением новых реалистических принципов раскрытия музыкально-сценических образов. Работая еще в Ереване над партией Грязного, артист решительно отказался от маски оперного «злодея» и создал интересный, многогранный образ живого человека с присущими ему искренними чувствами, страданиями и противоречивыми страстями. Этой же задаче глубокого проникновения во внутренний мир героя подчинена и вся дальнейшая творческая деятельность певца в Большом театре.

Одна из самых любимых партий Лисициана — Жермон в «Травиате» Верди. Певец проводит ее с тонким художественным тактом и искренним волнением. Жермон в его исполнении — отнюдь не «прямолинейный» бессердечный человек, сознательно губящий счастье двух любящих сердец. Жермону свойственны настоящие человеческие чувства — отцовская любовь, тревога за будущее детей, наконец, искреннее сочувствие Виолетте, благородство которой сломило его первоначальное предубеждение против нее. Но законы общества, сословные предрассудки и буржуазная мораль — сильнее личных качеств и субъективных симпатий человека. Такая углубленная, правдивая трактовка этого образа укрупняет и обостряет социальный конфликт сюжета.

Продолжение...

Павел Лисициан Павел Лисициан

Другие солисты театра; Лемешев, Смоленская, Обухова, Нежданова, Вишневская.