Билеты в Большой театр
8-495-411-30-73
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь дирижёра (Часть 1)

Вячеслав СукТретьего октября 1906 года за дирижерским пультом Большого театра москвичи впервые увидели Вячеслава Ивановича Сук. Под его управлением шла опера Верди «Аида». На следующий день газета «Русское слово» (музыкальным рецензентом ее был тогда С. Н. Кругликов) отмечала: «Дебют нового дирижера оркестра Большого театра заинтересовал всю музыкальную Москву. Дебют вполне оправдал ожидания публики. Г. Сук сразу «взял» внимание ее великолепно сыгранным вступлением к опере. Взял и уже больше не отпускал.

Дирижер показал себя большим мастером своего дела, умеющим подчинять своим желаниям массу исполнителей — хор, оркестр, артистов — и брать от них все, что нужно. В могучих ансамблях «Аиды» эти качества дирижера проявились особенно ярко. Так эффектно, сильно, с подъемом—в Большом театре их за последние годы не показывали». Этому отзыву вторили другие благожелательные отклики, появившиеся в печати после первых выступлений В. И. Сук. Наибольшую же радость принесло Вячеславу Ивановичу в памятные для него первые дни работы в Большом театре письмо Н. А. Римского-Корсакова:

«Многоуважаемый Вячеслав Иванович! Чрезвычайно буду рад, если «Садко» будет разучиваться и пойдет под Вашим управлением. Об этом я уже говорил В. А. Теляковскому, а сегодня написал г. фон-Болю. Искренне уважающий Вас Н. Римский-Корсаков. 18 сентября 1906 года. С. П-бург». Постановке «Садко» в Московском Большом театре композитор придавал особенно серьезное значение. Как известно, дирекция императорских театров в 1897 году отказалась поставить «Садко» в Петербурге, и Н. А. Римский-Корсаков «решил, — как он говорит, — оставить дирекцию в покое и никогда более ее не тревожить предложением своих опер».

Опера-былина «Садко» впервые была исполнена 26 декабря 1897 года в Москве в частной опере С. И. Мамонтова на сцене Солодовниковского театра. Весной 1898 года тот же С. И. Мамонтов показал «Садко» в Петербурге. В декабре опера идет в Харькове под управлением В. И. Сук, который был тогда главным дирижером частной оперной труппы Церетели. Лишь в сезоне 1900/1901 гг. дирекция императорских театров удосужилась поставить «Садко» в Петербурге, а еще через пять лет надумала, наконец, дать его в Московском Большом театре. Естественно, что Н. А. Римский-Корсаков заинтересован был в том, чтобы возможности, которыми располагал для постановки «Садко» Большой театр, были использованы полностью. Особенно заботился композитор о музыкальной стороне спектакля. Он рассчитывал, что дирижировать «Садко» будет С.В. Рахманинов.

Когда прошел слух об уходе Рахманинова, - пишет одному из своих друзей Н. А. Римскии-Корсаков, - я узнал от директора театров г. Теляковского, что приглашаются другие лица на его место, с которыми ведутся переговоры, и между ними он мне назвал г. Сук Я тотчас же выразил ему желание, чтобы оперой моей дирижировал Сук, которого я знаю давно как отличного капельмейстера, который ставил мои оперы, и в том числе «Садко»... Я написал о своем желании и г. фон-Болю. Вероятно вследствие моего письма опера и передана г. Сук. Согласитесь, что желание мое, чтобы оперой моей дирижировал опытный и известный мне капельмейстер, вполне естественно». Н А. Римский-Корсаков имел все основания к тому, чтобы говорить в 1906 году о В. И. Сук как об опытном музыканте и отличном капельмейстере: за дирижерский пульт Большого театра Вячеслав Иванович встал накануне своего 45-летия, на двадцать втором году капельмейстерской деятельности.

Беседуя в 1914 году с одним из газетных корреспондентов о летней поездке за границу, Вячеслав Иванович говорил: «Был в Праге, где повидал своих земляков. Около Праги здравствуют еще мои старики — отец и мать. Они живут в маленьком домике и занимаются хозяйством. Поверьте, что и я, симфонический и оперный дирижер, старался помогать им, но, кажется, больше мешал...».

Здесь, неподалеку от Праги, в Кладно (тогда еще местечке) прошли детство и отрочество Вячеслава Ивановича. Он родился 16 ноября 1861 года. Отец его, Ян Сук, в то время работал на местной бойне (reznik na Kladne); дед был сельским учителем. Впоследствии В. И. Сук рассказывал, что его отец «ревнителем искусства не был, но, замечая в сыне непреодолимые склонности к музыке, не стал его неволить и предоставил самому себе». Вячеслав Иванович стремится стать музыкантом-профессионалом. В 1879 году он успешно заканчивает Пражскую консерваторию по классу скрипки у проф. Бенневица и по контрапункту у директора консерватории органиста Крейчи. Кроме того, он прошел специальный курс теории композиции у известного чешского композитора Фибиха.

Музыкальные вкусы и воззрения Вячеслава Ивановича складываются в значительную для чешской музыки пору. В 1866 году в Праге были впервые поставлены оперы Бедржиха Сметаны «Бранденбуржцы в Чехии» и «Проданная невеста». Этими операми было положено начало классической школе чешской музыки, неразрывно связанной с народным музыкальным искусством. «Сметана создал чешскую музыкальную жизнь, — говорит академик Зденек Неедлы,— в духе и размерах крупных хоровых музыкальных центров, создал художественные произведения, составляющие действительное украшение и мирового искусства, основал и целую художественную школу, из которой вышли позднейшие представители новой чешской музыки. Поэтому по справедливости его называют творцом новой чешской музыки».

Продолжение...