Билеты в Большой театр
8-495-411-18-90
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 119)

Владимир ЛевашевРанее: Часть 118

Владимир Александрович Левашев

В. А. Левашев уже в балетной школе привлекал внимание своей редкой актерской выразительностью, полной отдачей всех сил и помыслов воплощению роли. Его Черт («Ночь перед рождеством») и Петух («Аистенок») несли в себе те черты, которые во всей полноте раскрылись в дальнейшей сценической деятельности артиста. Образы В. А. Левашева всегда графичны, пластика всегда точно соответствует его видению роли и заданию балетмейстера, хореографический рисунок всегда предельно музыкален.

С одной стороны В. А. Левашев продолжает линию замечательных артистов балетного театра А. Д. Булгакова и А. И. Радунского — блестящих представителей мимического искусства. С другой стороны, В. А. Левашев — представитель нового типа артистов балета, воплощающих драматургическую линию образа всем богатством средств хореографии. Диапазон созданных В. А. Левашевым образов очень велик: простой и нежный в своей любви Ганс («Жизель») и лесное чудище Шурале; искрящийся весельем Меркуцио и преисполненный ненависти и мстительности Тибальд («Ромео и Джульетта»); авантюрист Ли Шанфу («Красный цветок») и женоненавистник кавалер Риппафрата («Мирандолина»); страшный в чаду разгула Северьян («Каменный цветок») и горячий, исполненный революционного порыва баск («Пламя Парижа») ; коварный Злой гений («Лебединое озеро») и смешной Волк («Петя и Волк») — все это разные грани большого актерского дарования. А замечательный Мастер кукол в «Щелкунчике»!

Образ, который несет в себе поистине гофмановскую романтическую загадочность и во многом определяет новое решение старого балета. Талантливым созданиям замечательного артиста рукоплескали советские зрители и зрители многих стран мира, где выступал на гастролях В. А. Левашев. Все знают, что сценическая жизнь артистов балета скоротечна: когда танцовщик приходит к высшему постижению своего искусства, когда наступает пора творческой мудрости, физические силы вступают в противоречие с душевными — артист лишается возможности реализовать свои замыслы и сходит со сцены.

Не часты случаи, когда актерский век переступает за двадцать лет. В. А. Левашев отмечает 30-летие своей творческой деятельности не на амплуа «благородного отца» или «короля», восседающих в креслах, а полным сил, доставляющим, как и всегда, огромное художественное наслаждение искусством хореографии. И тут нельзя не отметить и не оценить его непрестанную каждодневную работу над собой, над совершенствованием своего мастерства. Упорные занятия в классе или в репетиционном зале и сейчас — закон для артиста. Доброжелательный старший товарищ, он всегда готов помочь советом и делом своим коллегам, особенно работающим над новыми ролями. Но В. А. Левашев не ограничивает свою жизнь лишь работой на сцене. Его интересует вся работа коллектива Большого театра. Неоднократно избирался В. А. Левашев депутатом Московского городского и районного Советов депутатов трудящихся. Сейчас он председатель местного комитета Большого театра СССР и Кремлевского Дворца съездов. Советское правительство высоко оценило вклад В. А. Левашева в советское искусство, присвоив ему звание народного артиста РСФСР я наградив орденом «Знак Почета».

А. Варламов, Ю. Григорович. Из программы к спектаклю «Щелкунчик»,
посвященному В. А. Левашеву (1971, 18 ноября)

Продолжение: Часть 120