Билеты в Большой театр
8-495-411-18-90
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 140)

БобышовРанее: Часть 139

Не вызвало одобрения и восстановление в апреле 1928 года на сцене Экспериментального театра оперы М. Ипполитова-Иванова «Оле из Нордланда» (лирико-бытовой драмы из жизни норвежских рыбаков по мотивам пьесы М. Иерсена), которая, как справедливо отмечала пресса, «не говорила ни о новой эре в жизни нашей оперы, ни о новом курсе в сторону осовременивания репертуара». Однако и после газетного шума, обследований и резолюций, после перемены руководства театра и ухода ряда его деятелей, резкого улучшения, как и следовало ожидать, еще не наступило. Похвальная попытка впервые показать на сцене Большого театра «Мейстерзингеров» Вагнера не принесла, к сожалению, победы коллективу. В обзоре прессы говорится о том, что спектакль, поставленный «по всем правилам старого «честного» оперного искусства» мог бы появиться и задолго до революции. «Шаблонность формы, трафарет хора и претенциозный вкус постановщика оперы роднят «Мейстерзингеров» с «Аидой» и «Фаустом» на той же сцене.

Много лишнего и малонужного» («Труд»). Это же мнение высказывает «Комсомольская правда», признавая, однако, что по теме «Нюрнбергские мейстерзингеры» злободневны — борьба нового со старым, свежего, яркого с академической рутиной. Критиковалось и исполнение певцов. Спектакль продержался в репертуаре чуть более года, хотя и прошел 23 раза. Результатом стремления театра ответить на требования нового репертуара были постановки в Экспериментальном театре в 1927 и 1929 годах опер «Иван-Солдат» К. Корчмарева и «Тупейный художник» (по известной повести Лескова) И. Шишова. В «Иване-Солдате» (либретто Д. Смолина) была использована старая сказка о царе Обалдуе, Иване-Солдате и Жар-Птице. Спектакль был решен как народное представление типа ярмарочного балагана, с лубочными образами, яркими «кричащими» красками, незатейливыми песенными мелодиями. Для характеристики Ивана-Солдата, например, были использованы старые рекрутские песни, для Обалдуя — «вульгарно-кабацкие», жены Ивана Алены — протяжные, причитальные и т. д.

Спектакль изобиловал огромным количеством персонажей и в основном производил впечатление «наивной чехарды», по замечанию одного из критиков. Музыка—эклектичная из-за смешения лубочных, гротескных эпизодов, с более сложной по современному языку оркестровкой. Критика отмечает изобретательность постановщика и художников (вращающаяся площадка, костюмы, гримы, в частности Обалдуй был загримирован под Александра III). Спектакль так же выигрывал из-за великолепного состава певцов. Заглавную партию пел талантливый баритон Н. Зубарев, Алену — A. Матова, Красоту Неописанную — B. Барсова, Обалдуя — X. Толкачев, Данилу-Гаврилу — И. Козловский и др.

С. Чемоданов подчеркивает, что представление «в том блестяще занимательном виде, как дал его Нардов, [...] положительно заслоняет музыку». Евг. Браудо же почти полностью отрицает положительное значение спектакля, указывая на его эклектичность и в содержании «беспомощное склеивание кусков, народного сказа и псевдонародной романтики» (взятой напрокат из замятинской «Блохи»), и в музыке — «безличные перепевы Римского-Корсакова, иногда Скрябина, чуть-чуть Стравинского». Так, «Иван-Солдат», разбудив в какой-то мере режиссерскую мысль, не сыграл заметной роли в творческой работе Большого театра над советским спектаклем. Примерно та же судьба ожидала оперу И. Шишова «Тупейный художник», в основе которой лежала мелодраматическая история о любви крепостной актрисы и барского слуги.

Критика отметила сатирически заостренное изображение помещичьего быта и сильное драматическое решение народно-бытовых сцен, но прохладно отнеслась к музыке, которая «выпадала из социально-сатирического плана спектакля... и полностью игнорировала эпоху». В том же году была поставлена опера С. Василенко «Сын солнца» по либретто М. Гальперина. В погоне за «созвучностью» тематики авторы, очевидно, не разобравшись хорошо в истории, взяли за основу сюжета боксерское восстание 1900 года в Китае, по существу своему реакционное, шовинистическое, организованное религиозными сектами. Это восстание было выдано в опере за революционное движение угнетенных масс против европейских империалистов. Спектакль изобиловал живописным изображением китайского быта, псевдо-экзотикой религиозных обрядов, молитвенных сборищ к противопоставленных им картин «разложения» буржуазии.

На этом фоне развивается роман великого китайского ученого Лао-Синя (верховного жреца, прозванного Сыном солнца), участника восстания, и эксцентричной американки Авроры, дочери генерала Гамильтона. Салонно-банальный оттенок этого романа усугублялся трафаретными излияниями в любви в духе обычной лирической оперы. Правда, критика отнеслась снисходительно к музыке такого мастера, как С. Василенко, который создал рперу по всем правилам классической формы с развитыми ариями, ансамблями и свойственным композитору красочным оркестром.

Продолжение: Часть 141