Билеты в Большой театр
8-495-411-18-90
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Спектакли прошлых лет: "Декабристы" (1958 г.), Часть 2

Ранее: 1

ДекабристыВ этом конфликте народ участвует пассивно. Следуя исторической правде, раскрытой в ленинской характеристике декабристов («Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа»), Шапорин показывает отчужденность декабристов от народных масс. Их трагическое одиночество наиболее ясно раскрывается в картине на Сенатской площади. Руководители восстания не замечают сочувствия народных масс, а Трубецкой, увидев растущую активность народа, изменяет восстанию.
Народные сцены в опере играют роль, главным образом, социально-исторического фона. Между тем движение декабристов отразило глубочайшие сдвиги в сознании всего народа. Эпоха декабристов — это эпоха крестьянских волнений, солдатских бунтов, возрастающего недовольства существующими порядками в различных классах русского общества. Поэтому народную жизнь в опере следовало показать острее, драматичнее.
Сценическое воплощение «Декабристов» сложно и, вместе с тем, благодарно. В опере много массовых сцен, героических кульминаций, много ярких, контрастных красок; все это дает возможность создать монументальный спектакль. Задача постановщика в немалой мере облегчается тем, что в произведении воплощены образы, хорошо знакомые нам по литературно-художественному наследию, по документальным и иконографическим материалам.
Постановку «Декабристов» смело можно отнести к числу наиболее выдающихся спектаклей Большого театра, новаторски продолжающих классические традиции русской оперной сцены. Дирижер А. Мелик-Пашаев, режиссер Н. Охлопков, художники А. Петрицкий и Т. Старженецкая правдиво передали исторический колорит эпохи, углубив драматические контрасты, верно распределив светотени, ясно очертив образы.
Уже в первой картине отчетливо ощущается давящая атмосфера крепостнической России. Подневольная, безрадостная жизнь народа противопоставляется богатому барскому быту. Роскошная Декабристыархитектура усадьбы княгини Щепиной-Ростовской резко контрастирует с бедными, покосившимися избенками, притулившимися вдали на косогоре. Печально звучит протяжная жалобная песня крепостных девушек, «Ах, талан ли, мой талан». Ее мелодия, получающая широкое подголосочное развитие, подобна стону, горестному вздоху... Это лейтмотив повергнутого в рабство народа. Широкий, задушевный напев девушек сменяется льстиво-дробной речью лицемерной домоправительницы Марии Тимофеевны (артистка Н. Косицына), властными, капризно-раздражительными интонациями владетельницы имения княгини Щепиной-Ростовской. Две первые исполнительницы партии княгини на сцене Большого театра создали различные трактовки данного образа. У Б. Златогоровой это — старая, чопорная аристократка, с холодной и черствой душой, далекая от вольнолюбивых устремлений своего сына. Е. Вербицкая создает более грубую и отталкивающую в своем цинизме и жестокости фигуру беспощадной угнетательницы крестьян, в чем-то родственной Салтычихе.
Авторы оперы и спектакля вводят зрителя в обстановку эпохи, конкретизируя его внимание на патриотической борьбе декабристов, образы которых, естественно, оказываются в центре спектакля. В больших ариозно-мелодических сценах и ансамблях, построенных в спектакле цельно и монолитно, раскрываются «дум высокое стремленье» и благородные чувства русских патриотов.
Сила могучего темперамента политического деятеля, страстная мысль пламенного борца за свободу озаряют образ Пестеля, созданный А. Пироговым. Благодаря теплому, искреннему таланту певца образ Пестеля, возникший уже в последней редакции оперы, органично вошел в спектакль, углубив его героическое звучание. Очень убедительно и с большим чувством поет патриотическую арию Пестеля (финал первой картины) другой исполнитель этой партии — А. Кривченя.
Наиболее богат психологическими оттенками образ Рылеева с его глубокой драматической лирикой. Однако большая углубленность, интеллектуальная содержательность образа не должны снижать его героического звучания. Это хорошо ощущает Алексей Иванов. Сложные переживания поэта, его лирические раздумья над историческими путями России, прекрасно воплощенные композитором в большом монологе Рылеева, проникнуты в исполнении Иванова мужественной простотой и глубокой убежденностью. Певец доносит до слушателя и героический порыв Рылеева в решительный час на Сенатской площади, и мужественное приятие им своей судьбы во имя будущего счастья отчизны (сцена перед казнью). Иные краски избирает для образа Рылеева П. Лисициан. Его герой, быть может, более поэтичен и романтически возвышен, но преобладание лирических красок несколько стирает драматичность образа, его героические акценты, которые так необходимы в сцене восстания.

Продолжение...

Декабристы