Билеты в Большой театр
8-495-411-18-90
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Спектакли прошлых лет: "Декабристы" (1958 г.), Часть 3

Ранее: 1, 2.

ДекабристыВ образах Рылеева и Пестеля как бы олицетворены разум и воля декабристов, а образы Александра Бестужева и Каховского воплощают горячность патриотического пыла первых русских революционеров. Это ярко ощущается в исполнении партии Бестужева И. Петровым. В его пении столько искренности и теплоты, его боевая песня («Бьют барабаны») звучит так горячо и призывно, что Бестужев становится одним из самых любимых зрителем персонажей оперы. Просто и естественно сценическое поведение певца, удачно избегающего внешней позы, мелодраматичности. Симпатии зрителей в этой партии завоевывает и А. Огнивцев, особенно в задушевной русской песне «Ой вы, версты».
Чрезвычайно важна в опере партия Каховского, порученная драматическому тенору; в ансамблях декабристов, где преобладают низкие мужские голоса, она играет ведущую роль. Каховский запевает героический квинтет во второй картине; его же песня с хором «Когда поток с высоких гор», открывая четвертую картину оперы, сразу дает приподнятое героическое настроение этой замечательной сцене. Г. Нэлепп пел партию Каховского благородно, одухотворенно, безукоризненно по красоте вокального звучания, по чувству ансамбля. Вместе с Г. Нэлеппом первым исполнителем этой роли явился и Н. Ханаев. Затем выступил в партии Каховского молодой певец Ф. Пархоменко. Однако работу над сценическим портретом Каховского нельзя считать завершенной. Этот образ должен быть ближе характеру героя — страстному, энергичному, пылкому; именно эти черты объясняют поведение Каховского на Сенатской площади — выстрелом из пистолета, как известно, он убил генерал-губернатора Петербурга.
Видное место в опере занимают лирические сцены Дмитрия Щепина-Ростовского и Елены, его невесты, а затем жены. Судьба этих героев является как бы второй темой оперы. В их образах запечатлено чувство преданной любви, не боящейся препятствий, презирающей сословные предрассудки. Лирические сцены-дуэты Дмитрия и Елены составляют прекрасные страницы оперы Шапорина. Партию Елены впервые исполнили талантливые певицы Н. Соколова и Н. Покровская. К поэтическому образу, созданному композитором, ближе было исполнение Н. Покровской, являющееся более законченным и совершенным. Благородному внутреннему миру Елены отвечает гибкий и красивый по тембру лирико-драматический голос певицы, превосходное ощущение ею пластической красоты и изящества вокального стиля Шапорина, поэтической возвышенности его лирики. Более сложные задачи для исполнителя выдвигает образ Дмитрия. Исторические данные свидетельствуют о том, что князь Щепин-Ростовский обладал мужественным, сильным и решительным характером. Он вместе с Александром Бестужевым привел на Сенатскую площадь первый восставший полк и, не колеблясь, раскроил саблей голову командиру полка барону ДекабристыФредериксу, пытавшемуся потушить пожар восстания. Однако в сольных эпизодах оперы и в сценах с Еленой образ Щепина рисуется, в основном, в лирическом плане. Исполнитель должен умело подчеркнуть гражданские чувства Щепина, придав его переживаниям мужественный, волевой характер. Из первых исполнителей этого отчасти достигает Г. Большаков, искренно, тепло, а порою и с драматическим подъемом рисующий образ юного декабриста.
В соответствии с музыкой очерчен в спектакле холодный, сухой и в то же время обладающий нерешительным, колеблющимся характером князь Трубецкой. Его партия лишена той пластической напевности и теплоты, которая отличает музыку других декабристов; даже ариозо Трубецкого (вторая картина) построено на речитативной основе. Этим композитор стремился выделить «диктатора», убоявшегося народного движения, из среды подлинных патриотов. П. Селиванов дополняет замысел композитора продуманной игрой, рисуя сдержанный, даже несколько надменный образ блестящего гвардейского офицера. Рельефно выполнен сценический образ пылкого Якубовича (П. Воловов). Несмотря на небольшие размеры вокальной партии, образ этот хорошо запоминается зрителю, — прежде всего потому, что в спектакле выразительно решена сцена столкновения Якубовича с Ростовцевым в четвертой картине.
Коварно проникнув к Рылееву в ночь на 14 декабря, Ростовцев пытается сорвать восстание, стремясь запугать декабристов народным бунтом: «Жив Пугачев в народе... будить его восстаньем — безумье!» — восклицает царский наемник. Брюзгливые, желчные интонации Ростовцева хорошо передает П. Чекин, создающий и характерный внешний облик предателя.
Сцена у Рылеева привлекает масштабностью выразительных средств, силой героического массового образа декабристов. И все-таки режиссером исчерпаны здесь далеко не все драматические возможности: эта картина могла бы прозвучать еще динамичнее и ярче, если бы вся она была разработана более детально, если бы более индивидуализированы были сценические задачи каждого из исполнителей.
В этом смысле гораздо удачнее решена картина на Сенатской площади, поставленная с грандиозным размахом, пожалуй, еще не виданным на оперной сцене.

Продолжение...