Билеты в Большой театр
8-495-411-30-73
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Спектакли прошлых лет: "Декабристы" (1958 г.), Часть 5

Ранее: 1, 2, 3, 4

декабристыСедьмая картина вносит новый контраст: большой белый танцевальный зал залит огнями тысяч свечей, сверкает блеском белоснежных дамских туалетов и гвардейских мундиров. Под звуки вальса и мазурки плавно скользят по паркету изящные пары петербургских красавиц и офицеров. С мелодической красотой музыки, продолжающей традиции русской балетной классики, гармонируют тонкие узоры бальных танцев, поставленных балетмейстером Л. Лавровским. Особенно запоминаются воздушная красота и поэтичность образа, созданного талантливой Я. Сангович и ее партнером В. Смольцовым, прекрасно передающим военную выправку старого генерала. Несмотря на некоторую дань внешнему эффекту, эта картина правдиво воссоздает пышный блеск петербургского придворного общества. Ослепительно светлые краски, изящество и роскошь картины бала еще ярче и острее подчеркивают трагический колорит двух заключительных сцен — в камере Рылеева, рисующей последние минуты вождей восстания, и финала, который переносит действие в сибирскую ссылку. Среди ссыльных декабристов — Бестужев и Щепин-Ростовский; к ним присоединяется и Елена. Народ приветствует героев. Голоса народа и декабристов сливаются в мощный патриотический гимн, выражающий твердую веру в бессмертие дела первых русских революционеров, завещанного ими грядущим поколениям борцов за свободу. «Декабристы» — опера больших массовых сцен, в которых хор играет ведущую роль. На долю хора в опере выпадает изображение и забитого крепостного крестьянства, и пестрой ярмарочной толпы, и цвета русской военной интеллигенции — декабристов, и восставших солдат, и, наконец, — блестящих придворных. Выдающийся хоровой коллектив Большого театра (хормейстер М. Шорин) безукоризненно выполняет все эти многообразные задачи, поставленные перед ним автором «Декабристов». декабристыОсобенно сказывается мастерство хора в третьей картине (на ярмарке), в которой контрапунктически сплетаются партии различных хоровых групп — ироническая песня рабочего люда «Эх, в Таганроге», веселая вальсовая мелодия девушек, разгульные припевки мужиков. Хор отчетливо доносит до слушателя не только все эти музыкальные образы, но и поэтический текст, поддерживая при этом динамику сценического действия, рисующего веселую праздничную толпу.
Театр старательно разработал и массовые хоровые сцены, и образы отдельных эпизодических персонажей, создающие яркий историко-бытовой фон действия, поэтический колорит эпохи. Запоминается теплый образ старого русского солдата Сергеича, сопровождающего декабристов в их дальний путь (Н. Щегольков). Колоритная фигура ночного сторожа (И. Михайлов) с его монотонной песней «Колотушка моя» поэтично передает настроение заснувшего русского города. Эффектен образ цыганки Стеши (В. Давыдова, В. Борисенко), опоэтизированный композитором в подлинно народном напеве ее песни, проникнутой элегической красотой чувства. Правдивые жанровые зарисовки позволяют режиссеру строить многоплановое действие, показать объемность подлинной жизни эпохи.
В равной мере спектакль обязан и таланту своего музыкального руководителя А. Мелик-Пашаева, сумевшего слить в одно целое и пронизать единым внутренним ритмом и монолитные героические ансамбли оперы, и широкие ариозно-монологические сцены, и тонкую кантиленную лирику любовных дуэтов. Пластическую красоту и монументальное звучание музыки Ю. Шапорина А. Мелик-Пашаев доносит с предельным мастерством. С большой рельефностью выражает психологическое содержание симфонических образов оперы, прекрасно чувствует ее вокальный стиль талантливый дирижер Б. Хайкин.
Первое музыкально-сценическое воплощение оперы есть, по существу, ее подлинное рождение. Поэтому нужно со всей справедливостью оценить тот вклад в золотой фонд советской оперной культуры, который сделал Большой театр своей постановкой «Декабристов» Шапорина.

декабристы