Билеты в Большой театр
8-495-411-30-73
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Спектакли прошлых лет: "Фра-Дьяволо" (1958 г.), Часть 1

Фра-Дьяволо«Среди нас нет ни одного, детские воспоминания которого не были бы связаны с мелодиями Обера».
Эти слова Александра Дюма-сына были сказаны на могиле Даниэля Франсуа Эспри Обера (1782—1871), автора лучших французских комических опер.
Действительно, куплеты из комических опер Обера «Фра-Дьяволо», «Бронзовый конь», «Черное домино», распевались и насвистывались во всех уголках Парижа. «Легкие, игривые, искристые, как блестки шампанского», «типически французские» (А. Серов) мелодии Обера тесно соприкасаются с народной французской песней, танцем. Не только в сольных куплетах и романсах Обера, но и в мастерски развитых ансамблях и хорах всегда ясно ощущается народная песенная основа.
Французская комическая опера выросла из народных ярмарочных представлений-водевилей, в которые нередко вводились незатейливые уличные песенки; французы называли их «voix de ville » (буквально — «голос народа»). Отсюда получил название и жанр водевиля — непосредственный предшественник комической оперы.
Комическая опера сохранила многие черты водевиля; разговорные эпизоды чередуются в ней с музыкальными номерами. Но по мере развития жанра возрастает значение музыки: незамысловатые песенки сменяются всевозможными ансамблями, хорами, ариями, романсами. Правда, музыка не Доминирует здесь над текстом. «В такого рода комических пьесах по французскому идеалу, — писал Серов, — музыкальные моменты — только эпизоды; музыкальное течение, лиризм никак не должны надолго приостанавливать кипучий интерес самой интриги, и, вмешиваясь в самое действие, музыка обязана быть столько же шаловливою, как самое содержание разговоров и склад целой пьесы».
Французская комическая опера, «опера тонкого плутовства», по меткому определению Рихарда Вагнера, достигла высшего расцвета в счастливом творческом содружестве Обера и Скриба. У них было много общего, и в то же время они дополняли друг друга. «Не будь на свете Скриба, Обер был бы невозможен», — говорил Серов. Автор многочисленных комедий и оперных либретто, Эжен Скриб достиг виртуозного блеска в плетении веселой и сложной, увлекательной интриги. Фра-ДьяволоДостоинства Э. Скриба как либреттиста в наибольшей мере выявились именно в жанре комической оперы. В своих комедиях и водевилях он дает реалистические зарисовки быта; он посмеивается над своими современниками —- французскими буржуа. Впрочем, по собственному выражению Скриба, он «не поучает», а лишь «развлекает» слушателей.
Остроумие, изящество, неисчерпаемая изобретательность — черты, характерные и для Скриба, и для Обера. Но в своих творческих устремлениях Обер демократичнее Скриба. У Обера больше непосредственности, сердечности.
За свою долгую жизнь он написал более сорока комических опер и лишь четыре — в жанре «большой оперы». Наивысшего расцвета творческих сил Обер достиг в конце двадцатых годов, когда появилась на свет его знаменитая большая опера «Фенелла» («Немая из Портичи»).
Через два года после «Фенеллы» Обер обогатил и комическую оперу, создав «Фра-Дьяволо». В музыке «Фра-Дьяволо» немало общего с «Фенеллой» — свежесть колорита, обилие мелодий, близких сплетенных ансамблях действие развивается живо и увлекательно. Обер дает скрибовским героям меткие музыкальные характеристики; комичная пара путешествующих англичан, нежная и лукавая Церлина, «романтический бандит» Фра-Дьяволо, внезапно перевоплощающийся в галантного маркиза, — все эти персонажи оживают в музыке Обера.
«Фра-Дьяволо» с большим успехом был поставлен в 1830 году на сцене Парижской Комической оперы. С 1831 года «Фра-Дьяволо» прочно вошел и в репертуар русской сцены. В своих отзывах о постановках «Фенеллы» и «Фра-Дьяволо» в Москве (1878) Чайковский писал: «Как все хорошие композиторы французской школы, Обер отличается элегантною чистотою гармонической техники, обилием милых, эффектно ритмованных мелодий, разумною расчетливостью на внешние эффекты и красивой инструментовкой... Нигде симпатичные качества французского композитора не проявляются с такою силой, как в его комических операх».

Продолжение...

фра-Дьяволо