Билеты в Большой театр
8-495-411-30-73
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Спектакли прошлых лет: "Галька" (1958 г.), Часть 1

ГалькаОсенью 1949 года, после более чем тридцатилетнего перерыва, в Москве снова зазвучала классическая польская опера «Галька». Глубоко выразительная музыка Станислава Монюшко, пронизанная народнопесенными интонациями и ритмами, нашла горячий отклик у советского слушателя.
Почти девяносто лет назад А. Серов отмечал родство творчества Монюшко и композиторов русской классической школы: «Уже явились композиторы, которые, подобно Шопену, разрабатывают славянский элемент, но в других областях музыки, Шопеном не затронутых... Я говорю о М. И. Глинке, С. Монюшко, А. С. Даргомыжском и некоторых других. Их музыка в любом произведении носит на себе ясную печать «славянизма», оттого проникнута оригинальностью в сравнении с музыкальными сочинениями остальной Европы... Что составляет характер «славянской» школы?
(155) Своеобразность в мелодии, в ритме, в каденциях и гармонизации (ясное различие от музыки немецкой, французской и итальянской), богатство гармонической разработки (но без германской сухости и туманности) и постоянное стремление к правде в выражении, не допускающее... служения целям виртуозным и, по серьезности направления, далекое от всех плоских и мишурных эффектов...»
Горячо любивший родину и свой народ, Монюшко был прогрессивным, демократическим художником как по своим взглядам, так и по творческой направленности. В 40—50-е годы, живя в Вильно, Монюшко сближается с польским поэтом-демократом Людвиком Кондратовичем (литературный псевдоним — Владислав Сырокомля), в творчестве которого отражена глубокая любовь к простому народу, звучит критика господствующих классов. Кондратович познакомил польских читателей и с творчеством русских классиков: ему принадлежат блестящие переводы стихов Некрасова, поэмы Лермонтова «Мцыри» и других произведений. Монюшко соприкасался с крупнейшими деятелями русской музыкальной культуры. В свой приезд в Петербург в 1849 году он познакомился с Даргомыжским и Глинкой, который очень сочувственно отозвался о молодом польском композиторе. В 50— 60-е годы А. Серов горячо пропагандирует в своих статьях произведения Монюшко, стремясь во что бы то ни стало «придать побольше известности столь необыкновенному таланту этого отечественного композитора». «Обидно думать, что если б тот же музыкант жил в Париже, там издал свои сочинения и по случайной прихоти публики вошел Галькабы в моду, — молва о громадном его таланте быстрее молнии облетела бы весь образованный мир!» — писал Серов.
Творческая и музыкально-общественная деятельность Монюшко была многообразна. Прожив восемнадцать лет в Вильно, Монюшко много сделал для развития музыкальной жизни города. Он был организатором и дирижером хора и оркестра, выступал как органист и пианист-аккомпаниатор. Наряду с этим Монюшко много времени уделял педагогической работе. В 1858 году он был назначен главным дирижером Варшавского оперного театра, а вскоре после этого сделался и профессором Варшавского музыкального института.
Параллельно с такой обширной, кипучей деятельностью Монюшко до конца своей жизни (он умер в 1872 году) писал музыку в самых разнообразных жанрах. Ему принадлежат симфонические произведения, кантаты, романсы, фортепьянные миниатюры и другие сочинения. Но главное место в творческом наследии Монюшко занимает театральная музыка: кроме 22 опер и оперетт, им написаны три балета и музыка к нескольким драматическим спектаклям.
«Галька» — лучшая из опер Станислава Монюшко — классическое произведение польской музыки. Ее огромная популярность в Польше и слава, которую принесли автору ее постановки за пределами его родины, естественны и закономерны. В ней сконцентрированы наиболее сильные черты композиторского дарования Монюшко: мелодическое богатство, драматизм развития действия, глубокое чувство национального стиля, понимание народа, его жизни, дум и стремлений. Музыка оперы глубоко народна. Общеизвестно, что Делиб, задумавший включить в свой балет «Коппелия» польскую народную песню, нечаянно воспользовался мелодией Монюшко, приняв ее за народную, — настолько сильна связь Монюшко с польским народным творчеством. Произведение наполнено гневной обличительной силой; по первоначальному замыслу Монюшко и его либреттиста Вольского оно должно было закончиться восстанием крестьян против шляхты.

Продолжение...