Билеты в Большой театр
8-495-411-30-73
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ

МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙКак-то раз, находясь в Лондоне, композитор Джакомо Пуччини попал в Театр Принца Йоркского на пьесу Давида Беласко «Гейша». Произведение настолько заинтересовало Пуччини, что он решил написать оперу на этот сюжет. Воображение композитора пленила трогательная история о любви юной гейши. К работе Пуччини привлек двух либреттистов – Джакозу и Иллику, которые на одном дыхании из мелодрамы Беласко сделали сценарий, которому дали название «Госпожа Бабочка» («Мадам Баттерфляй»). С музыкой дело продвигалось сложнее. Пуччини постоянно отвлекался на репетиции и спектакли своих опер в различных итальянских городах и за границей. К тому же, время работы над новой оперой совпало с новым увлечением композитора – он приобрел автомобиль и всячески его испытывал. К сожалению, хобби закончилось аварией в 1903 году. Но, оправившись после аварии, Пуччини все же закончил партитуру. Премьера оперы состоялась в феврале 1904 года, в миланском театре «Ла Скала». «Мадам Баттерфляй» с треском провалилась. Оперу освистали, пресса захлебнулась негативными отзывами. Причиной провала постановки называли чрезмерно затянутые акты.

Джакомо Пуччини решил прислушаться к мнению критиков и довольно быстро отредактировал спектакль. Новая редакция пришлась публике по вкусу, и опера начала триумфальное шествие по мировым театральным сценам. Окончательная версия была выпущена в 1907 году. Трагедия юной японки нашла отклик в сердцах зрителей по всему миру. Это история, разоблачающая жестокость, коварство и садизм, скрывающиеся под благообразным обликом маскирующейся под культуру цивилизации. И варвары здесь, как раз, не японцы, а «цивилизованные» европейцы; а японка, напротив, воплощает истинное благородство. Внешне она кажется олицетворением суеверия, неразвитой культуры и хочет отступиться от нее, ища приюта в объятиях «прогрессивного» европейца. Но при этом девушка остается чиста душой и верна высоким идеалам, в отличие от пришедших на эту далекую землю чужаков.

Искусство конца XIX и начала XX века, конечно, тяготело к экзотике, но при этом в задачу композитора не входило как можно правдивее передать традиционный японский колорит. На первое место в опере «Мадам Баттерфляй» выходит философский смысл истории, ее жизненная правдивость, трогательное изображение человеческой драмы – и Пуччини это удалось. Его музыка сумела и сохранить, и приумножить, и расширить историю Давида Беласко.